Помощь школьнику

Чацкий в борьбе со старым миром (Вариант: Чацкий и декабристы)

           А. С. Грибоедов — великий русский писатель, дипломат, один из самых образованных людей своего времени. Главным его произведением была и остается комедия «Горе от ума», секрет бессмертия которой заключен в том, что автор удивительно точно воссоздал атмосферу жизни дворянского общества двадцатых годов девятнадцатого века, описал мысли, настроения, нравы, царившие в тех кругах.

             Жизнь Грибоедова была тесно связана с декабристским движением: он полностью разделял ненависть первых русских революционеров к самодержавию и крепостному праву. Поэтому главный герой комедии «Горе от ума» Чацкий является наиболее точным и общепринятым олицетворением в литературе образа декабриста, передового человека своего времени.

             Чацкий — молодой образованный дворянин. В надежде развеять скуку он много путешествовал. В начале пьесы Чацкий появляется в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия. Вот как характеризует его этот московский барин:

Не служит, то есть в том он пользы не находит, 
Но захоти — так был бы деловой, 
Жаль, очень жаль, он малый с головой, 
И славно пишет, переходит.

             В первом действии пьесы Грибоедов рассказывает о личной драме Чацкого, которая постепенно перерастает в общественный конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».

             Крепостное право, карьеризм и чинопочитание, рабская мораль и безгласие, невежество, преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к национальной культуре — все это попадает под жестую критику Чацкого, человека новой эпохи, утверждающей передовые идеи современности.

             Главный герой комедии провозглашает уважение к простому человеку. Он мечтает о том времени, когда жестокость помещиков навсегда забудется и все люди станут свободными и равноправными.

             Чацкий не служит, то есть не находит в этом польы, потому что в барской Москве, да и во всей России, процветают карьеризм и низкопоклонство. «Служить бы рад, прислушиваться тошно», — с возмущением говорит он Фамусову. Идеалы юности возбуждали в Чацком страстное желание служить отечеству. Но он испытал немало разочарований, так как звания заслуживались не делом, а лестью. Чацкий отказывается «у покровителей зевать на потолок, // Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, // Подставить стул, поднять платок».

             Боязнь перемен, жизнь по старинке тоже осуждаются Чацким: Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.

             Чацкий, подобно свежему ветру, ворвался в затхлый мир московского барства и обнаружил невежество и необразованность представителей высшего света. Почему же эти люди хотят, «чтоб грамоте никто не знал и не учился»? Потому что они боятся умных людей, которые высказывают «опасные» идеи и хотят изменить этот консервативный мир, чтобы в новом обществе не было бы места ни фамусовым, ни молчалиным, ни скалозубам, ни хлестовым.

             Чацкий провозглашает свободу мыслей и высказываний и жаждет процветания наук и искусств:

Теперь пускай из нас один, 
Из молодых людей, найдется — враг исканий, 
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, 
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

             В грибоедовской Москве господствовала иностранная культура. Дворяне говорили на французском языке, одевались по французской моде, читали французские книги, приглашали иностранных гувернеров, далеких порой от просвещения. Чацкий выступает за сохранение русской культуры, понимая, что человек не может считаться гражданином своей страны, исповедуя чужие обычаи, традиции, язык и нравы:

Как с ранних пор привыкли верить мы, 
Что нам без немцев нет спасенья!

             Чацкий осуждает смысл жизни представителей фамусовского общества — «и награждения брать и весело пожить» — и провозглашает служение народу и родине неоспоримой истиной передовых людей новой эпохи.

             «При резких переходах из одного века в другой,— Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу; в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым», — писал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».

             Человечество всегда будет идти вперед, и в любой стране встретятся и фамусовы, и чацкие. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается главным произведением эпохи декабризма,: ее свободолюбивый герой воистину является олицетворением мужества, благородства и гуманизма.


Смотрите также:




Категории: Сочинения наших авторов

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.