Помощь школьнику

Поэзия А. С. Пушкина

Поэзия А. С. Пушкина Первое, что бросается в глаза при чтении стихов Пушкина, - это их удивительная прелесть, яркость и ясностьобразов, сила чувств, блеск ума, виртуозное владение словесными средствами - ритмом, звуками. Стихи Пушкина надо читать очень внимательно, вдумываясь в каждое слово, потому что каждое слово у него важно для понимания целого. Н. В.Гоголь писал в статье "Несколько слов о Пушкине: "Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства... Неисчерпаем материал, который впервые художественно внес в русскую литературу Пушкин: характерные образы сверстников поэта, европейски просвещенной и страдающей молодежи XIX века, мир униженных и оскорбленных, стихия крестьянской жизни и национально-исторический мир; великие социально-исторические конфликты и мир переживаний уединенной человеческой души, охваченной всепоглощающей идеей, которая стала ее судьбой, и т. д. И каждая из этих областей находила в дальнейшем развитии литературы своих великих художников - замечательных продолжателей Пушкина - Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Льва Толстого. Метод Пушкина можно определить как высшую художественную объективность. Поэт отказывается от навязывания изображаемой им действительности авторских вкусов, пристрастий, желаний.

Он дает обобщение законов развития самой действительности, независимо от того, отвечают ли они намерениям автора. Это сказывается уже в первых романтически окрашенных стихотворениях. Но объективно отражая действительность, Пушкин не исключает и восприятие самого поэта-художника.

Объективность Пушкина - это пристальное внимание к другим людям, постоянно звучащее в его произведениях горячее сочувствие их радостям и страданиям. Общественная тема, тема народа и его судьбы, занимала одно из главных мест в его творчестве. В юношеском стихотворении "К Чаадаеву(1818) Пушкин, говоря о страстном желании увидеть родину Свободной, сравнивает силу и непосредственность этого желания с чувством страстного любовника: Мы ждем с томлением упования Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуту верного свидания. Поэта соединяло с Чаадаевым чувство дружбы и единомыслия еще со времен учебы Пушкина в Царскосельском лицее.

Тема вольнолюбивой дружбы вызывала привычные со школьной скамьи образы героев Древнего Рима и Древней Греции. Эти герои вызывали чувство благоговейного восторга, служили примером высокой добродетели, вызывали восхищение человечества пламенной любовью к своему отечеству: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы Заключительные строки призывали к подвигу, который каждый понимал как революцию, как действие. Именно поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самоотверженную пору надо посвятить Отчизне. Участие в подвиге, освобождающем Россию от самовластия, обеспечивало более прочную славу ("И на обломках самовластья Напишут наши имена). Это послание для последующих поколений стало литературным памятником истинной дружбы, вдохновленной общностью политических идеалов. В другом послании к Чаадаеву (1821) поэт выражает благодарность своему другу: Во глубину души вникая строгим взором, Ты оживлял ее советом иль укором...

Здесь звучит мотив принимания дружбы как высокой ответственности за моральную чистоту друга, здесь и признательность за строгость, за совет, но главная благодарность выражена в строке: "Твой жар воспламенял к высокому любовь... А высокое во времена Пушкина - это любовь к свободе, к "вольности святой. В духовной жизни поэта дружба играла огромную роль. Поэтому большое значение приобретали для него лирические послания к друзьям на празднование ежегодной годовщины образования Лицея. Поэт посвящает вдохновенные строки каждому из друзей - Пущину, Горчакову, Дельвигу, Кюхельбекеру, благодаря их за то, что они, верные дружбе, посетили "поэта дом опальный... Все стихотворение - гимн дружбе.

"Друзья мои, прекрасен наш союз! - восклицает поэт ("19 октября(1825)). Для лирического героя Пушкина любовь - это глубокое, нравственно чистое, нежное и самоотверженное чувство, это восторг перед духовной и физической красотой, это гимн в честь возвышенного, светлого чувства любви, это выражение безграничного уважения к женщине, это трогательная преданность любимой, это муки ревности. Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как "Я помню чудное мгновенье...

, посвященное А. П.Керн, написанное поэтом в изгнании в 1825 году. Пушкин начинает свое стихотворение с воспоминания о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 годов, в годы, проведенные В томлениях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты... События оборвали эту пору жизни поэта: Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты...

Наступили тяжелые годы изгнания: В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Слезы, любовь, вдохновение - вот спутники подлинной жизни. Но подавленное состояние поэта продолжалось недолго, и к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Последние два стиха повторяют начальное четверостишие. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, жизнью, любовью. Любовь в жизни и творчестве поэта всегда была страстью, в высшей степени воплощающей ощущение жизненной полноты. Несколько нежных, поражающих своей трогательностью стихотворений посвятил Пушкин Е. К.Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь ("Сожженное письмо, "Талисман, "Ненастный день потух... , "Прощание).

Эти стихи отличаются чувством большого уважения к женщине. Очень часто тема любви сливается у Пушкина с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. Пример тому - чудесные строки стихотворения "На холмах Грузии лежит ночная мгла... , написанного в мае 1829 года во время путешествия в Арзрум. Говоря о любви, поэт не употребляет ни развернутых сравнений, ни ярких эпитетов. Он пишет, кажется, совсем просто, непринужденно.

Поражает лаконизм и точность предложений. Ясно ощущается прохлада и свежесть летней ночи, глухой рокот набегающих волн в звонкой тишине и такое же непосредственное, чистое и прекрасное, как сама природа, чувство поэта. Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателей удивительную прелесть светлых, нежных красок пейзажа средней полосы России, величие седых снежных вершин Кавказа, своеобразную красоту морской стихии. На протяжении всего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике. Своему излюбленному времени года поэт посвятил стихотворение "Осень.

Простой и скромный пейзаж средней России передан здесь во всей его поэтичности. Следует внимательно отнестись к эпиграфу: "Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?, взятому из стихотворения Державина "Евгению. Жизнь званская. Этим эпиграфом Пушкин утверждает тесную связь своего стихотворения со знаменитым посланием Державина, в котором прославляется покой и уединение на лоне сельской природы. У Пушкина мотив уединения, отхода от сует светской жизни также имеется, хотя и не играет такой большой роли, как у Державина.

Пушкин восторгается видом русской природы, ее осенней пышностью и красотой, воспринимаемой им как знамение вечного обновления жизни: Унылая пора! Очей очарованье! Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение, придает ему оптимистическое, жизнеутверждающее звучание: И с каждой осенью я расцветаю вновь... Эмоциональная окрашенность предметов не нарушает точной и наглядной картины, словно запечатленной на полотне кистью художника: последние листья, осыпающиеся с деревьев, промерзшая дорога, застывший пруд - скупые детали, отмечающие лишь главные перемены в природе.


Смотрите также:




Категории: Сочинения на свободную тему

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.