Помощь школьнику

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока

Коллекция сочинений: Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лиричес­ких стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта.

Эта трилогия получила название "трилогия вочеловечения». В каждом томе образ лирического героя меняется. Рассмотрим, как меняет­ся образ лирического героя в поэзии Блока.

К самым ранним стихам поэта относятся "Стихи о Прекрасной Даме». Прототипом Прекрасной Дамы была реальная женщина, Л. Д. Менделее­ва, которую Блок боготворил. Ярким примером этого цикла является стихотворение "Вхожу я в темные храмы»: Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала. Здесь поэт использует устойчивые образы-символы: сумерки, свет, лампада, кли­ки, туман, красота, тайна, загадка, тень, скрип.

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей... Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны... Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик.. Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожи­дает грядущей встречи с "душой мира», которая и является воплощением Прекрасной Дамы, Зари, Купины. Несомненно, что в этих произведениях лири­ческий герой является отражением самого поэта, его чувств, переживаний, стремлений.

Но уже в ранней лирике обращает на себя внимание двойствен­ность натуры лирического героя. С одной стороны, он не удовлетворен дей­ствительностью, стремится отрешиться от всего земного, как от греховного начала, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить "небо и землю», спасти мир, находящийся на грани катастрофы: Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени... Я озарен - жду твоих шагов... Совсем по-другому представляется нам образ лирического героя во втором томе "трилогии». Если в ранних стихах лирический герой все время жил в каком-то мистическом мире, то здесь появляются другие, более земные темы: описание города, низких пошлых людей, к которым лирический герой испытывает отвращение: ...

А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов " In vino veritas » кричат... Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач... Мы видим, как в этом стихотворении меняется лексика, используемая поэтом. Вместо мистических, идеальных образов возникают вполне конкрет­ные образы сонных лакеев, пьяниц с глазами кроликов, пыльных переулков.

Здесь Блок употребил вульгаризм "торчат», чтобы подчеркнуть непоэтич­ность, обыденность обстановки. И именно в этом пошлом мире появляется Незнакомка (символ идеального, высокого). Происходит столкновение высо­ких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью: И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна... Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте.

Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает. Он пытается еще парить над толпой: Я слышу все с моей вершины... ("Фабрика») Но постепенно лирический герой спускается на грешную землю и те­ряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное со­стояние героя сменяется чувством любви к Родине.

Именно Родина при­дает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творче­ства. С образом Родины у Блока связаны только светлые надежды и воспоминания. Но и образ Родины эволюционирует. Сначала это спящая красавица, отдыхающая и хранящая силы для будущих великих дел: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь. Но в цикле "На поле Куликовом» Блок восхищается героическим прошлым России. Здесь Русь уже несется вперед, как степная кобылица, как гоголевская птица-тройка.

И этот бег безогляден и бесконечен, как сама Русь. Но главным образом, олицетворяющим Россию, является образ жен­щины в цветастом платке: А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей... Возрождение и процветание Родины поэт видит в революционной Рос­сии. Для него революция становится спасением, он слушает ее "всем сердцем». Только революционный огонь сможет разрушить все старое, обветшавшее, тянущее назад.

Только революция способна создать нечто новое. Блок предупреждает и призывает в "Скифах»: Придите к нам! От ужасов войны Придите в наши мирные объятья! Пока не поздно - старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем братья... Здесь именно Россия, с ее необузданностью, стихийностью, размахом - носитель новой идеологии.

Создание поэмы "Двенадцать», где представ­лен революционный лик новой России, завершило "трилогию вочеловече­ния». Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.


Смотрите также:




Категории: Сочинения на свободную тему

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.