Помощь школьнику

Любовь как трагедия незаурядной личности

Коллекция сочинений: Любовь как трагедия незаурядной личности На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван "серебряным веком». Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн.

Его твор­чество соединяет в себе странным образом самый суровый жиз­ненный реализм и удивительную воздушность, прозрачность. Его перу принадлежат одни из самых проникновенных произ­ведений о любви в русской литературе. Я бы хотела остановиться на двух из них: "Поединок» и "Гранатовый браслет». Они очень разные, но при ближайшем рассмотрении даже в сюжете можно найти перекличку. В обеих повестях основой сюжета становится история несчастной любви, причем оба главных героя трагически гибнут, а при­чиной этого становится отношение к ним любимой женщины. Георгий Ромашов, "Ромочка», из "Поединка» — молодой офицер.

Его характер совершенно не соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты — плачевны. Его солдаты хуже всех маршируют.

Сам он постоянно со­вершает оплошности. Его идеалистические представления все время приходят в противоречие с действительностью, и жизнь его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке.

Она олицетворяет для него красоту, изя­щество, образованность, вообще культуру в атмосфере провин­циального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком. Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта — вырваться отсюда.

Для этого она заставляет мужа готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, противоположности встрети­лись. Но если у Ромашова любовь поглотила всю душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. До­стижение намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным " Ромочкой ». Поэтому она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает остаться с нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем.

Когда-то Шу­рочка уже отказалась от любви Назанского (и теперь это спив­шийся, отчаявшийся человек). В понимании Шурочки любя­щий должен приносить жертвы. Ведь она сама, недолго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия, обще­ственного положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям — и его отстранили. От Ромашова Шура потре­бует еще большего — ради ее репутации, в угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью.

Для самого Георгия это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае, постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила. В "Гранатовом браслете» ситуация похожа, но не совсем. Героиня тоже замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады.

И сам Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревож­ные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опош­ляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет "По­единка»), где настоящая любовь превращается в фарс. Слу­шающая эту историю Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смер­ти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову.

Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, день­гами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен. Но опять пустые светские условности губят даже это при­зрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозит тюрьмой, судом общества, своими связями.

Но Желтков резонно возражает: что все эти угрозы могут сделать с его любовью? В отличие от Николая (и от Ромашова) он готов бороться и отстаивать свое чувство. Пре­грады, поставленные обществом, для него ничего не значат. Только ради покоя любимой он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: он кончает с собой. Теперь Вера понимает, что она потеряла.

Если Шурочка отказалась от чувства ради благополучия и сделала это созна­тельно, то Вера просто не увидела большого чувства. Но ведь в конечном счете она и не хотела увидеть его, она предпочла покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего и не требовали) и этим как бы предала любящего ее человека. Но истинная любовь великодушна — ее простили. Почему у любви в произведениях Куприна обычно печаль­ный исход? Может быть, он сам считал, что настоящая любовь должна быть трагична?

Мне кажется, дело в людях и в том мире, в котором они живут. Этому миру не нужна любовь. И сами люди предают ее, отказываются от нее ради более понят­ных, материальных вещей.

Не многим дано понять, что они теряют, и именно этим людям даруется любовь. Она становится для них смыслом жизни. А жизнь всегда заканчивается смер­тью.


Смотрите также:




Категории: Сочинения на свободную тему

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.