Помощь школьнику

Тема судьбы в балладе В. Жуковского «Людмила»

            Трагедия человеческой жизни — один из основных мотивов творчества В. А. Жуковского. Поэт-романтик остро ощущал дисгармонию мира, где за прекрасным может скрываться неподвластное человеку, а за неведомым и мрачным в жизни спрятана идеальная красота.

             В.А. Жуковский выступал в самых разнообразных жанрах, но ведущая роль в его творчестве принадлежит балладе. Сам поэт признавался: «Балады — мой избранный род поэзии». Именно в балладах и нашли свое отражение чувства любви к жизни и поиски идеала поэта-мечтателя.

             Балладой в сентиментально-романтической западноевропейской литературе считалось лиро-эпическое произведение, чаще всего необычного, легендарно-исторического, фантастического и героического характера. Этот жанр как нельзя более соответствовал мрачным переживаниям и раздумьям Жуковского о жизни и судьбе человека.

             Баллада «Людмила», созданная по западноевропейскому образцу и являющаяся вольным переводом знаменитой баллады «Ленора» немецкого поэта Г. Бюргера, была опубликована в 1808 году. Жуковский переосмыслил ее сюжет, связав его с русским средневековьем, с ливонскими войнами XVI–XVII веков. Героиня баллады Жуковского Людмила, не дождавшись любимого с поля битвы, начала роптать на свою судьбу, Ее пытается образумить и успокоить мать, Она говорит ей: «Кратко жизни сей страданье; // Рай — смиренным воздаяние, // Ад — бунтующим сердцам». «Будь послушна небесам». Это слова не только матери Людмилы, но и, видимо, самого автора, утверждающего необходимость смирения и покорности судьбе. В этой фразе, в сущности, и заключается основная идея произведения. За отступление от веры Людмила наказывается. Вместо награды и вечного счастья ее уделом стал ад. Сюжет баллады отличается самой мрачной фантастикой: умерший жених является к безутешной невесте, предпочитающей смерть разлуке, и увлекает ее с собой в могилу.

             Уже в своих ранних произведениях Жуковский обнаружил преобладающий интерес к внутреннему миру своих героев. В «Людмиле» психологическая обрисовка героев становится более глубокой и тонкой.

            Поэт стремится воссоздать все перипетии переживаний Людмилы: тревогу и грусть по жениху, ожившие надежды на свидание,

скорбь и отчаяние, недоумение и радость, сменяющиеся страхом и ужасом, когда любимый привозит ее на кладбище к собственной могиле.

             В соответствии с общим строем баллады в ней отчетливо отразилась созерцательно-лирическая лексика: «приуныв», «вздыхала», «мечтала». Здесь также явствено обнаруживается склонность к лирико-эмоциональным эпитетам: «прискорбны очи», «томну голову», «безотрадная обитель». Стремление передать и неопределенность световых оттенков только что наступившей ночи привело Жуковского к созданию оксюморона «светлый сумрак».

             Для повышения эмоционального напряжения и музыкальности баллады поэт использует вопросительно-восклицательные предложения («Близко ль, милый?», «А Людмила?»), рефрены («едем, едем, час настал», «едем, едем, путь далек»). Остановки, умолчания, синтаксические параллелизмы, часто встречающиеся в «Людмиле», — это следствие психологизации языка, присущей романтизму.

             Жуковский в «Людмиле» передает столь свойственные жанру баллады элегические настроения, связывая их с чем-то таинственно-страшным, глубоко скорбным, могильным: ночь, мрак, привидения, саван, могильные кресты, гроб, мертвец. Здесь даже «в траве чуть слышный шепот, как усопших тихий глас».

             Таким образом, в духе романтизма в балладе «Людила» Жуковский развивает мысль, характерную и для его элегий. По мнению поэта, безрассудно и греховно роптать на свою судьбу, так как любые горести и испытания назначаются человеку некими высшими силами, и он должен с этим смириться и принять все, как предопределено.

             Однако, несмотря на столь пессимистический выод, баллада «Людмила» пользовалась большой популярностью у современников поэта, так как она открыла перед русским читателем мир легенд и поверий, обрядов и преданий. Взаимная любовь — это высшее счастье в понимании Жуковского, но, как правило, любовь безответна, по мнению поэта, и заканчивается трагически как нечто слишком прекрасное для этого мира.

             «Людмила» и появившиеся вслед за ней другие баллады Жуковского надолго закрепили за поэтом славу и признание его мастерства в развитии этого жана. Его баллады эмоциональны, они переполнены чувствами и помогают лучше понять истину жизни, ее затаенный смысл и значение.


Смотрите также:




Категории: Сочинение 7, 8 класс

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.