Помощь школьнику

Творческое наследство Шелли

Родился в аристократической семье, его дед был членом парламента, а отец — владельцем большого имения, ревностным приверженцем монархии и англиканской церкви. Детские года Шелли провел в родительской усадьбе, а когда ему исполнилось 12 лет, вступил в Итонський колледж, привилегированное учебное заведение, где приобретали образование дети аристократов. Здесь Шелли изучал греческую, латынь, новые языки, познакомился с произведениями просветителей: Т. Пейна, В. Тона, В. Годвина, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, П. А. Гольбаха. В 1810 г. вступил в Оксфордський университет, из которого в 1811 г. его исключили за написание атеистического памфлета «Необходимость атеизма» («The Necessity of Atheism», 1811). После исключения из университета Шелли жил в Лондоне, а в 1812 г. отправился в Ирландию и принимал участие в движении ирландского народа за освобождение от власти английского короля. В 1813 г. вышла из печати его первая поэма «Королева Ma6»(«Queen Mab»). Во время пребывания в Лондоне Шелли познакомился с дочуркой трактирщика Гарриет Вестбрук и, стараясь спасти девушку от деспотии семьи, взял с ней брак. Это были люди совсем разных представлений о миру, молодожен понял это довольно быстро, тем не менее документы об официальном разводе Шелли получил лишь после самоубийства Гарриет в 1817 p., поэта также лишили родительских прав на детей.

В 1814 г. Шелли встретился с Мэре Годвин (1797—1851), дочуркой известного английского просветителя В. Годвина, который был кумиром молодого поэта, и английской романистки, сторонницы женской эмансипации Мэре Волстонкрафт. «Дитя любви и света», — как назвал Шелли Мэре в поэме «Восстание Ислама», разделила многочисленные трудности, которые обжиги на их судьбу, воспитала сына, была первым комментатором и редактором произведений Шелли, вошла в историю мировой литературы как автор известного романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). В 1816 p. супружество Шелли посетило Швейцарию, в Женеве состоялась первая встреча из Дж. Н. Г. Байроном.

В 1818 p., после заключения официального брака с Мэре, супружество Шелли навсегда оставило Англию и поселилось в Италии. Трудная болезнь не дала поетови возможности активно участвовать в общественно-политической деятельности. В этот период Шелли создал свои известнейшие произведения: драму «Освобожденный Прометей» (1819), стих «Англия. 1819», историческую трагедию «Ченчи» (1819), «Оду западному ветру» (1819), «Епипсихидион»(1820), эстетичный трактат «Защита поэзии» (1820).

8 июля 1822 г. Шелли трагически погиб во время неожиданного шторма, плывя на яхте с Ливорно в Виареджо. Тело нашли только через десять дней. За присутствия Байрона и журналиста Ли Ханта тело Шелли и его спутника подвергли кремации, а прах поэта похоронили на протестантском кладбище в Риме. На памятнике викарбований надпись: «Перси Биши Шелли — сердце сердец». Творческое наследство Шелли, несмотря на такую короткую жизнь, есть удивительно богатой и разнообразной. Прежде всего это обозначенная тематическим и жанровым разнообразием лирика. Как поэт-бунтарь, борец против любых форм насилия, сторонник социальной справедливости Шелли возникает в строках стихов, которые отличаются политической злободневностью и раздумьями о природе власти, судьбы народов и положение угнетенных («К мужам Англии», 1819; «Англия. 1819»; «Ода к защитникам свободы» — «Ode to the Asserters of Liberty», 1819). Особой славы в этом аспекте зажил стих «Озимандия»: В стихах «Ода западному ветру» («Ode to the West Wind», 1819), «Вино фей» (1819), «Жаворонок» («То a Skylark», 1820), «Облачко» («The Cloud», 1820), «Плач за умершим годом» (1821), «Время» (1821) Шелли высказывает свои взгляды на мир природы, какой живое своей особой жизням, насыщенным постоянным движением и изменениями, разнообразием звуков и гармонией. В постоянной побежалости («Побежалость», 1821) — источник бессмертия естественного мира, а человек осмысливается поэтом как один с составных частей этого мира. В вечном движении и изменениях природы Шелли усматривал непочатый источник поэтического вдохновения. Особым было отношение поэта к античности. Которые его современник Дж. Китс, Шелли усматривал в античности эталон прекрасного, основу для создания мифа, полета фантазии. В поэтических строках Шелли оживает история нимфы Аретузи («Аретуза», 1820), звучит песня Прозерпини («Песня Прозерпини», 1820), самая природа набирает взаймы Орфееви слова, чтобы он мог составить свою песню («Орфей», 1820); гимн искусству как силе, которая превращает мир, и его покровителю Аполлону звучит в «Гимне Аполлона» (1820). Глубиной лирического переживания отмечается интимная лирика Шелли. Идеальная любовь возникает на грунте гармонии духа и тела, сила любви безграничная и для него не существует препятствий, силе любви ничто и никто не могут опираться. Хрестоматийными стали стихи Шелли «К Мэре» (1818), «Философия любви» (1819), «На доброй ночи» (1820), «Епипсихидион» («Epipsychidion», 1820), «К Джейн. Воспоминание» («То Jane: The Recollection», 1822), «К Джейн с гитарой» (1822) и др. Шелли вошел в историю мировой литературы и как автор поем. «Королева Маб» — первая поэма Шелли, но уже в ней оказался ряд характерных для автора особенностей: масштабность образов, использование аллегории, эмоциональность поэтического языка, ораторский пафос. Автор писал об этом произведении так: «Прошлое, Современность и Будущее — вот величественные и всеобъемлющие геммы этой поэмы». Главная героиня поэмы Ианте увидела в сне королеву фей Маб, которая хочет удовлетворить любопытство Ианте и показать ей путь к счастью. С помощью чар фея разбудила душу спящей девушки, чтобы взять ее с собой, а тогда на волшебной колеснице, вытканной из радужных красок, помчала вверх, навстречу солнцу. Ианте и Маб прибывают к дворцу, расположенному в центре Вселенной, посреди «гирлянд бесчисленных светил». Маб показывает Ианте на волшебном экране грандиозные картины всей прошлой, современной и будущей истории человечества. Шелли разоблачает социальную несправедливость, которая разрушает нормальные человеческие отношения, предъявляет обвинение лицемерию священников, поносит религию, отбрасывает христианство. В поэме звучит призыв к уничтожению любых форм деспотии: светской и духовной, европейской и восточной, поскольку они, на мысль Шелли, имело чем отличаются одна от другой, посягая на свободу человеческого духа, ограничивая сферу творческой деятельности человека. Тираж поэмы «Королева Маб» был мизерным — лишь 200 экземпляров, затем она распространялась в рукописном варианте. Отклики об этом произведении были весьма противоречивыми: демократы торжествовали, а консерваторы приложили немалые силы для того, чтобы дискредитировать, принизить автора. Но Шелли еще не раз будет обращаться к этому любимому романтиками жанра. Из-под его пэра вышли поэмы «Восстание Ислама» («The Revolt of Islam», 1818), «Юлиан и Маддало» («Julian and Maddalo», 1818), в которой вчуваеться отголосок разговоров Байрона и Шелли, «Маскарад анархии» («The Masque of Anarchy», 1819), элегическая поэма «Анадонис» («Adonais», 1821), посвященная трагической гибели Дж. Китса. Драматическое наследство Шелли составляют трагедия «Ченчи» («The Стси», 1819) и лирическая драма «Освобожденный Прометей» («Prometheus Unbound a Lyrical Drama», 1820). Мэре Шелли в предисловии к посмертному собранию сочинений Шелли писала, что «Прометей» — душа поэзии Шелли. Основанием для такого утверждения может служить совершенство стиха, лирическое богатство монологов, страстность и искренность стиля. Используя миф, Шелли существенно переработал его, отбрасывая даже самую возможность согласия между властителем богов Зевсом и Прометеем. Конфликт между ними Шелли трактует, прежде всего, как конфликт владоможця и угнетенного. Идея, за которую страдает Прометей, которую он отстаивает, — это идея духовной и социальной свободы, а потому ни одного компромисса с Зевсом быть не может. Эстетичная программа Шелли изложена в трактате «Защита поэзии» («A Defence of Poetry», 1821; опубл. 1840). В этой работе Шелли полемизирует с точкой зрения Т. Л. Пикока, которую тот изложил в статье «Четыре возраста поэзии» («The Four Ages of Poetry», 1820). Пикок высказывал мысль, которую разделяли немало его современников: с развитием цивилизации поэзия теряет свое значение, она перестает быть средством, которое влияет на формирование общественного сознания, теряет силу своего эстетичного влияния. Подобной точки зрения придерживался и Байрон, который не раз служило основанием для полемики между ним и Шелли. Тем не менее и в Шелли были сторонники, прежде всего Китс.


Смотрите также:




Категории: Сочинение 5, 6 класс

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.