Помощь школьнику

Морально-этический конфликт драмы «Орлеанская дева»

0 Личность Иоанны дАрк представлялась Шиллеру как гармонический и целостный характер, соответствовавший его понятию «прекрасной души», ибо хотя Иоанна и переживает внутренний конфликт, но она оказывается в состоянии преодолеть его, и эта ее победа не менее героична, чем подвиги на поле брани. Белинский характеризовал трагедию как поэтический апофеоз «благородных страстей, высоких помыслов и великих явлений». Все эти достоинства драмы «Орлеанская дева», в том числе и ее глубокий лиризм, побудил П. И. Чайковского выбрать ее сюжетом для своей оперы. В драматическом театре великая русская актриса М. Н. Ермолова создала исключительно яркое сценическое воплощение образа героини, особенно подчеркнув в своей трактовке свободолюбие и нравственное благородство Иоанны как представительницы народа. Народность творчества Шиллера получает в «Орлеанской деве» яркое и наглядное выражение. Народ играет в ней не роль фона, а роль центрального действующего лица.

Иоанна выступает выразительницей народно-гуманистического идеала. Вся трагедия проникнута верой в народ, в его высокие моральные качества. Она утверждает идею служения личности народу как высший моральный принцип. «Орлеанская дева» самая лирическая из драм Шиллера. Поэт вложил в возвышенные, задушевные монологи Иоанны мысли, близкие ему самому. В этом отношении «Орлеанская дева» отличается от предыдущих двух драм-от «Валленштейна» и от «Марии Стюарт», создавая которые, поэт стремился избежать субъективности.

«Сам сюжет,- писал Шиллер 5 января 1801 года Кернеру,- не дает мне остыть. Он близок моему сердцу, и в работу я вкладываю душу не так, как это было, когда я писал предыдущие пьесы, где рассудок и сюжет были у меня не в ладах» т. VIII, стр. 790. Патриотическое воодушевление Иоанны, самоотверженная борьба простой девушки из народа за освобождение поруганной родины от чужеземных завоевателей были близки сердцу Шиллера. Отсюда глубокий и страстный лиризм драмы.

Как мы знаем, борьба в душе героини завершается победой нравственного начала. Иоанна преодолела свое чувство и благодаря этому возвысилась до изумительного по своей нравственной силе героизма. Свою «вину» она искупает победой над собой, и конец трагедии является апофеозом героини, сумевшей стать выше личных влечений и выполнить долг перед родиной и всем народом. Но, хотя в «Орлеанской деве» и есть элементы, отражающие идеалистические взгляды Шиллера, - не они, а вполне жизненные и реальные мотивы определяют содержание трагедии и весь ее дух. Если содержание двух первых актов сводится к эпизодам борьбы между французами и англичанами, то, начиная со сцены встречи Иоанны с Лионелем в третьем акте, этот внешний конфликт дополняется внутренним конфликтом.

В душе Иоанны происходит борьба между долгом по отношению к родине, к народу и жаждой личного счастья. Эти два стремления не могут быть примирены. Иоанна должна сделать выбор.

Так возникает конфликт, который, как считал Шиллер, отражал противоречие между нравственными стремлениями человека и его чувственной природой. «Орлеанская дева» была написана для Веймарского театра. Но герцог Карл Август, прежде чем дать разрешение на ее постановку, захотел ознакомиться с текстом.

Автор послал рукопись. Карл Август признался, что драма, «несмотря на ее полное несогласие с его вкусами, произвела на него неожиданное действие», но все же разрешения на ее постановку не дал. Премьера «Орлеанской девы» состоялась 18 сентября 1801 года в Лейпциге в присутствии автора и была встречена с восторгом как спектакль, отвечающий патриотическим настроениям немецкого народа. Реакционный романтизм утверждал в сущности антиобщественную мораль и уж во всяком случае не идею служения личности народу. Романтика Шиллера сочетается с передовыми общественными идеалами.

Поэтому его продолжателями в этом направлении могли быть лишь романтики прогрессивные, революционные. В подзаголовке Шиллер назвал свое произведение «романтической трагедией». В основном «Орлеанская дева» написана и построена по эстетическим принципам драматургии немецкого классицизма, но Шиллер при этом ввел в нее некоторые элементы, которые объективно совпадали с отдельными чертами нарождавшейся романтической литературы.


Смотрите также:




Категории: Сочинение 5, 6 класс

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.