Помощь школьнику

СВЯЗЬ ДЕТСКОЙ психологии с другими науками

Детская психология основывается на сведениях о психике человека, полученных из общей психологии. В общей психологии подробно описаны и исследованы методы научно-психологического изучения людей, которые успешно применяются и в детской психологии, например при изучении детей по следующим направлениям: деятельность; индивидуальные личностные качества; психическое состояние; характер протекания психических процессов. Существует и обратная связь: общая психология Нуждается в знаниях о возникновении и дальнейшем формировании психических качеств взрослого человека. Большинство закономерностей, которым подчиняется психика взрослого, невозможно понять без анализа их происхождения. Рассмотрим пример зрительного восприятия взрослым человеком каких-либо объектов и явлений. Кажется, будто этот процесс мгновенный: стоит только взглянуть на предмет, как тут же получаешь представление о его форме и цвете и о других видимых параметрах.

Напрашивается ложный вывод, что зрительное восприятие есть сверхбыстрое и точное отражение находящегося перед тобой объекта. Экспериментальные исследования детской психологии послужили источником достоверной информации о том, что зрительное восприятие — процесс сложный, он у взрослых людей доведен до автоматизма и поэтому протекает быстро и неосознанно. Детская психология — достаточно независимая ветвь психологии и сама по себе служит генетическим методом исследования психики, позволяющим обнаруживать существующие общепсихологические закономерности.

Специалисты по детской психологии часто используют знания из области других наук, например из физиологии и возрастной анатомии, особенно ценны сведения о работе нервной системы и высшей нервной Деятельности у детей. Психическое развитие невозможно без нормального формирования нервной системы, без совершенствования работы важнейшего органа психики — мозга, поэтому детский психолог обязан обладать необходимыми знаниями в данных областях науки. Кроме того, детская психология тесно связана с наукой педагогикой, нацеленной на обеспечение многостороннего развития детей и подготовку их к самостоятельной жизни в обществе. Решение таких задач невозможно без информации о процессах развития детской психики. Педагогу необходимы знания в области детской психологии, чтобы научиться прогнозировать результаты своих действий, знать, как отразятся на ребенке применяемые к нему методы воспитания.

Без таких знаний педагогам пришлось бы путем постоянных проб и ошибок искать оптимальные методы воспитания для каждого конкретного случая. А на ошибку педагог не имеет права. Предшественница современной практической детской психологии наука педология (основатель — американский психолог Гр. Холл) объединяла в себе комплекс знаний из социологии, биологии, педиатрии и т. д., необходимых для освещения проблем детского развития. Основной задачей педологии считалась разработка практических рекомендаций педагогам и родителям по вопросам воспитания и обучения детей.


Смотрите также:




Категории: Детская психология

Комментарии: 0

Комментарии закрыты.