В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Одной из важнейших особенностей мозга человека, отличающей его от животного, считается хорошая обучаемость. Мозг животных не обладает таким свойством, у них большая часть мозга отвечает за передаваемые из поколения в поколение инстинкты. У людей мозг Устроен таким образом, что при рождении дети готовы воспринимать новую информацию, которая будет поступать к ним в течение всей жизни. Кроме того, научно доказано, что мозг животных к рождению заканчивает формироваться, а мозг человека совершенствуется в процессе взросления ребенка в зависимости от окружающих условий, фактически эти условия влияют на строение мозга.

Влияние общих закономерностей биологической эволюции на человека, как и влияние закона естественного отбора, утратили прежнюю силу, как только люди стали активно подстраивать под свои нужды окружающую среду. За период развития человека от кроманьонца мозг его не изменился, так что, если бы психические качества людей определялись природой, мы бы и сейчас все еще жили в пещерах. У животных уровень развития поведения и строение организма передаются с помощью биологического наследования, а у человека с помощью этого наследования происходит передача только строения организма, а за передачу уровня развития отвечает социальное наследование. Продукты человеческого труда несут в себе весь опыт, знания и умения сотворившего его поколения, следовательно, через материальАые и нематериальные ценности человек получает с течением времени все больше и больше информации. Ребенок с помощью взрослого в ходе воспитания и обучения соприкасается с культурой и усваивает весь сокрытый в ней человеческий опыт. Природа наделяет человека свойствами, на основе которых у него постепенно под действием социального наследования развиваются определенные психические качества.

Например, человек имеет природный слуховой аппарат и специальные участки нервной системы, которые необходимы для развития речевого слуха в ходе усвоения определенного языка. При рождении у ребенка проявляются только безусловные рефлексы, к которым позже добавляются условные рефлексы. Совокупность этих рефлексов создает условия для установления контактов с внешним миром, в процессе чего у ребенка будут появляться психологические особенности и развиваться личностные качества.

Овладение общественным опытом приводит к тому, что одиночные рефлекторные механизмы образуют функциональные органы мозга, которые выполняют функции, отличные от функций, выполняемых их составляющими. В детстве у ребенка активно развивается весь организм, в том числе мозг й нервная система. Благодаря развитию мозга у ребенка расширяются возможности освоения новых действий, создаются предпосылки для осуществления более эффективного воспитания и обучения. Мозг выполняет ключевую роль в психическом развитии человека, источником которого служит социальный опыт, необходимый для психического развития и совершенствования личности.

• % ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Психическое развитие каждого индивидуума тесно связано с окружающим его социальным пространством, которое он осваивает посредством общения и осуществления различных видов деятельности. Ключевыми в этом процессе считаются виды деятельности, которые сопровождают человека на различных этапах его жизни. К основным видам деятельности, составляющим реальность социального пространства, относятся: И игровая деятельность; И трудовая деятельность; И обучение; И общение. Появление трудового и учебного видов деятельности тесно связано с развитием синкретической деятельности человека, которая изначально была ориентирована только на изготовление примитивных орудий и их копий по образцу.

Развитие этих видов деятельности сопровождалось игровыми действиями, где проявлялись потребность в общении, сплочении, отборе и физической активности наших предков. Со временем игровые действия стали отражать отношения и орудийные действия, характерные для реальной жизни людей. Сегодня социум дает возможность каждому человеку повзрослеть и найти себя через постижение основных видов деятельности.

Игровая деятельность в ходе развития ребенка приходит после освоения им манипулирования и предметной деятельности. В игровой деятельности человеку необходимо найти такие предметы, которые способны заместить воображаемые объекты, а также отыскать символические изображения действий (предметные, орудийные, соотносящиеся), иллюстрирующие взаимосвязь объектов. Игровая деятельность способствует развитию знаковой функции мышления. В наши дни игровая деятельность стала объектом теоретического и практического изучения, будучи одним из ключевых элементов в организации условий для развития детей в дошкольный период. Трудовая деятельность появилась как рациональная деятельность, служащая удовлетворению потребностей людей путем преобразования природных и социальных ресурсов. Эта деятельность представляет собой процесс преобразования предмета труда с помощью орудий труда в целях получения результата труда.

Трудовая деятельность — это база для всех сфер жизни общества, потому что именно она позволила человеку отделиться от природы. # Учебная деятельность появилась в те времена, когда человек первый раз попытался воспроизвести что-то, сделанное другим. Предмет учебной деятельности — человек, желающий измениться. В процессе исторического развития человеку понадобились более совершенные средства передачи своего опыта новым поколениям. Над решением этой проблемы бились сразу несколько категорий людей: ученые (над теоретической разработкой методов обучения), методисты (над практической проверкой результативности этих методов) и учителя (над корректировкой методик, помогающей учащимся осваивать новые знания). Именно учебная деятельность служит орудием потенциальных преобразований в познавательной и личностной сферах человека.

Общением называются взаимоотношения между людьми. Окружающее человека общество обеспечивает развитие его личности посредством контактирования с другими людьми, а также поддерживает его жизнедеятельность за счет устойчивости совокупности существующих взаимосвязей социума. Орудие общения — язык, он же служит средством познания и центром личностной сущности человека. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ Взрослые оказывают сильное влияние на детей с первых дней их жизни. Именно у взрослых дети учатся не только практическим (ходить, разговаривать), но и психическим действиям (думать, регулировать свое поведение). Такое обучение не всегда носит осознанный характер, но предпочтительнее, если детей обучают систематически и тщательно выбирают то, что им нужно для полноценного развития.

Решить этот вопрос помогут знания о процессе взаимосвязи обучения и развития. Часто думают, что обучение будет предельно эффективным, если оно адаптировано к уровню психического развития ребенка на данный момент. Следуя этому утверждению, можно прийти к выводу, что развитие и обучение протекают обособленно. В реальности одно без другого невозможно. Развитие ребенка происходит в связи с постижением им новых видов действий и с усвоением общественного опыта, который передается ему посредством обучения. Получается, что обучение не должно слепо идти вслед за психическим развитием, а должно опережать его и определять направление его следующего шага.

Зона ближайшего развития — показатель обучаемости, который представляет собой разницу между тем, что ребенок может сделать в сотрудничестве с взрослым, и тем, что он может сделать самостоятельно. Эффективное обучение использует эту зону ближайшего развития и создает новую, которая послужит основой дальнейшего развития. Несистематизированное и хаотическое знакомство ребенка с новой информацией сужает зону его ближайшего развития. Так как обучение опережает психическое развитие, с его помощью можно формировать новые психические качества и влиять на сложившиеся partee. Длительное время считалось, что непроизвольность внимания и памяти, а также нерасчлененность восприятия свойственны детскому возрасту, вот почему и создавались специальные методы обучения, учитывающие эти особенности.

Исследованиями психологов установлено, что эти особенности возникают именно как результат специфичности используемых для обучения детей методов, которые ограничивают получаемые знания рамка - ми детского опыта и повторяют по несколько раз одну и ту же раздробленную информацию. Сенсорное воспитание — воспитание, ориентированное на формирование восприятия и представлений детей, развитие способности ребенка воспринимать объект не только как единое целое, но и как совокупность отдельных свойств. Умственное воспитание связано с решением проблемы конкретности детского мышления, направлено на развитие способности ребенка рассуждать и определять главные свойства объекта, понимать простые взаимосвязи причины и следствия. Сенситивный период — возрастной период, который характеризуется повышенной восприимчивостью к тем или иным обучающим воздействиям. В качестве примера можно привести возраст от полутора до трех лет, считающийся сенситивным периодом для освоения речи, позже ребенку будет гораздо сложнее научиться говорить.

Развивающее обучение — обучение с акцентом на развитие ориентировочных действий, когда с предельной эффективностью задействуются присущие данному возрасту виды детской деятельности.

Ссылка на основную публикацию
2018