ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЕНИЙ И НАРУШЕНИЙ

Психокоррекция — комплекс психологических средств и методов, направленных на создание оптимальных условий для нормального психического развития человека. Этот комплекс, кроме психокоррекции, включает и психопрофилактику, психогигиену и психореабилитацию. Правила психокоррекционной деятельности: психокоррекция должна осуществляться только при условии, что психолог точно знает причины и источник отклонения в развитии ребенка; система коррекционных мероприятий ограничена нормой и пограничными состояниями развития дошкольника без органических и функциональных отклонений; психолог не имеет правалрименять радикальные коррекционные средства для определения индивидуального процесса психического развития ребенка; 0 при работе с дошкольниками не рекомендуется применять гипнотические, суггестивные воздействия и % Неадаптированные к данному возрасту методы психотерапии; правила профессиональной этики. Психокоррекция в дошкольных учреждениях определяется: направлением психокоррекционного воздействия (ребенок, семья или педагоги); контекстом отклонений в развитии; коррекционной задачей. Оптимальной адаптивной формой психокоррекции в дошкольном учреждении считается игра с развивающими и обучающими элементами, направленная на стабилизацию психического развития ребенка. Для формирования групп психокоррекции проводится предварительное диагностическое обследование, по результатам которого детей группируют по нуждающимся в коррекции показателям. В процессе занятий необходимо иметь в распоряжении несколько вариантов основного занятия, что позволит модифицировать задания в зависимости от особенностей конкретной группы и обеспечить высокую результативность.

В дошкольном учреждении возможны индивидуальные занятия, направленные на устранение возникших трудностей в общении ребенка с окружающими. В целях укрепления психосоматического здоровья детей необходимо проводить во всех группах упражнения по ауторелаксации, которые психоэмоционально расслабляют и тренируют психомоторные функции. Для подержания психоэнергетического тонуса и профилактики психомоторных отклонений, например при гиперактивности, необходимо периодически проводить подвижные игры, наличие правил в таких играх способствует развитию волевых качеств у детей. Развитию у детей социально-личностной компетенции способствуют задания, помогающие детям выразить себя (например, имитационные игры и тренинги с моделированием конкретных, стандартных или нештатных ситуаций). Вместе с психопрофилактическими сеансами очень хорошо сочетаются мероприятия, направленные на укрепление психофизического здоровья детей (бассейн, фитобар и т. п.). В дошкольном учреикдении оптимальным считается проведение ежедневных психопрофилактических занятий, периодически меняя воздействие: двигательно-расслабляющие (до 10 мин.); двигательно-организующие (до 10 мин. ); имитационно-выразительные (до 30 мин. ).

Ссылка на основную публикацию
2018