Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова

Коллекция сочинений: Образ поэта в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема поэта и поэзии — одна из важнейших в творчестве многих по­этов. М. Ю. Лермонтов - не исключение. Довольно многие его стихотво­рения посвящены месту поэта в обществе, его роли и назначению. Лер­монтов, так же как и Пушкин, видит задачу поэта в том, чтобы своим искусством служить людям, обществу. Однако следует отметить тот факт, что, говоря о поэте, его судьбе, Лермонтов почти не пишет о задачах и целях поэзии как таковой, о творческом процессе, в отличие от Пушкина. Это было обусловлено осо­бенностью лирического героя Лермонтова, особенностями мировоззрения и мировосприятия самого автора. Дело в том, что одним из главных мотивов лирики Лермонтова, про­низывающим все его творчество, является мотив одиночества, противопо­ставления общества и мятущейся одинокой личности.

Поэт пишет о сво­ем одиночестве, о непонимании его толпой. Лермонтов - романтик, и его герой - романтик, одинокий человек, жи­вущий в конфликте с окружающим его миром. Для Лермонтова поэт — это человек с легко ранимой душой и высокими устремлениями, которые непонятны и недоступны обществу. Более того, светская толпа не прием­лет поэта, насмехается над ним и его устремлениями.

Неприятие общества и противопоставленность лирического героя толпе лежит в основе творчества Лермонтова, поэтому он меньше говорит о том, каковы должны быть задачи поэзии, а больше о том, какова же участь поэта в обществе. Резкая критика светского общества, которое губит поэтов, прозвучала в стихотворении "Смерть поэта», сделавшем Лермонтова известным: Погиб поэт! - невольник чести - Пал, оклеветанный молвой... Эти строки - начало стихотворения, и уже в начале его мы видим осуждение тех, кто "оклеветал» поэта.

Его гонители, "толпою жадною стоящие у трона», "сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар», а теперь лицемерно оплакивают его. Лермонтов скорбит по поводу смерти Пушкина, величайшего национального поэта. Главный пафос этого сти­хотворения - обвинение той толпе, которая стала причиной смерти гения. Ведь Дантес, "убийца хладнокровный», — часть этой толпы — ...

хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. Это стихотворение - прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его "свободный, смелый дар». Совсем еще юный Лермонтов не боится обви­нить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще. За что же поэт подвергается гонениям?

Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова "Пророк». Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотво­рение Пушкина с таким же названием.

Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и "глаголом жечь сердца людей». Лермон­тов как бы продолжает повествование Пушкина: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком: ... Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу Как птицы, даром божьей пищи.

Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача - показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить. Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова - антитеза, противопоставление благородного и низкого, воз­вышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопостав­ляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там нахо­дит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа.

И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении "Поэт», в котором автор пользуется символом-иносказа­нием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает "отдел­кой золотой», вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, "на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье». Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В про­шлом голос поэта-гражданина звучал, "как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Именно в этом заключалась задача по­эзии - быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выпол­няет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-по­этов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая "золотую отделку». Он обращается с вопросом к современным поэтам: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?..

Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное пред­назначение поэта - откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе не­понятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

Ссылка на основную публикацию
2018